21 Ноябрь 2013 / просмотров: 2 192

Маяк надежды

lavina

Лавинное снаряжение. 

От лавин не застрахован никто. Ни фрирайдеры-любители, ни профи. Накрывает всех. Катастрофическую опасность лавины приобрели именно в последние пару десятилетий. Фрирайдить стали все! По одиночке или в группе, с гидами или без, с вертолета или бэккантри, опытные райдеры и новички. Фрирайд стал доступным и популярным. А вместе с этим увеличилось число жертв лавин.

Так уж исторически сложилось, что сноубордисты пришли в горы далеко не первыми. Альпинисты и любители горного туризма – вот первопроходцы. Естественно, в ту пору (несколько десятилетий назад) не существовало высокотехнологичного лавинного снаряжения, и люди использовали такую вещь, как лавинный шнур. Суть проста: обычная яркая лента, пару десятков метров в длину (маркированная через каждый метр), надежно зафиксированная на райдере, в начале катания сбрасывалась на склон. Когда человек попадал в лавину, был шанс что лавинный шнур останется на поверхности и послужит маяком для спасателей. Штука эта конечно была ненадежной, постоянно запутывалась, могла порваться, да и люди совершали ошибки в обращении с этим простейшим «устройством»: выходя на склон, некоторые крепили ленту к рюкзаку. Само собой, спасатели нередко находили лишь только этот самый рюкзак. Сегодня идею лавинного шнура производители развили, сделав более надежной и совершенной.

С развитием техники на помощь в борьбе с лавинами пришло такое устройство как противолавинный ресивер, так же известное как бипер. Это приемо-передатчик сигнала, который нужно крепко-накрепко зафиксировать на теле. Или как можно ближе к телу, ведь спасателям нужно найти тебя, а не твою одежду. Работает бипер просто. Перед выходом на склон, участники катания должны зафиксировать сигналы своих «маячков» на лавинном трансивере гида (или самого опытного райдера). То есть если ты попадешь в лавину, то другие члены группы смогу поймать сигнал твоего бипера и найти тебя. Датчики существуют аналоговые и цифровые. Первые пищат тем громче, чем ближе спасатели к цели и имеют простейший указатель направления. Цифровые куда более информативны: они показывают примерное расстояние до цели, имеют продвинутую индикацию направления и многое другое. Но какой бы бипер ты ни выбрал, главное, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

  • Работать длительное время в экстремальных условиях (низкие температуры, попадание снега)
  • Помехозащищенность и фильтрация неприоритетных сигналов.
  • Компактность
  • Сила сигнала должна быть постоянной, независимо от заряда аккумулятора

beper

 

Кроме этого важно помнить, бипер сам по себе никого не спасет. Им надо уметь пользоваться. К сожалению, обычного 5-10 минутного инструктажа гида перед катанием совсем недостаточно. Поэтому если ты собрался катать по лавиноопасным склонам – потрудись попрактиковаться в использовании бипера.

Найти пострадавшего – это только половина дела. Его еще надо спасти. Именно для этого в группе фрирайдеров должны быть в обязательном порядке минимум по паре лопат и щупов. Один комплект у гида, второй у другого райдера.

Щуп нужен для того, чтобы определив точку на поверхности лавины, найти пострадавшего под ней. Щупы делают телескопическими, длиной до трех с половиной метров.

shup

Лопата нужны чтобы копать. Причем копать быстро, ибо при спасении пострадавшего в лавине счет идет на секунды. Видов лопат огромное множество. Есть и цельные, и сборные, и пластиковые, и деревянные, и жестяные. Да и применений, кроме основного, можно найти много.

И напоследок. Что же делать, если ты попал в лавину? Тут важны три простые вещи:

  • Попытаться освободить лицо от снега и создать воздушную камеру. Стараться выдыхать воздух не перед собой, ведь от теплого дыхания стенки воздушной камеры покроются коркой и перекроют доступ воздуха.
  • Успокоиться и не паниковать.
  • Определить где верх, а где низ. Для этого достаточно просто плюнуть.

Катайся и помни о безопасности. И не дай тебе Бог оказаться под лавиной.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

PinIt